Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия

 

 

 

 

 

Репертуар
"Жених и папенька" А.П.Чехов

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Чайка" А.П. Чехов (на русском языке)

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Паспорт" (на русском языке) М.Базоркин

реж. заслуженный деятель искусств РИ  М. Базоркин 

"Искушение" Ф.Джованинни (на русском языке)

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Забыть Герострата"(на русском языке) Г.Горин

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Золотой укол" (на русском языке) Б.Шадыжев

реж. заслуженный деятель искусств РИ М. Базоркин

"Покинутая" Ж. Морре (на русском языке)

реж. народный артист РИ. А.С. Льянов

Водевиль "Мизантроп" А. Лабиш (на русском языке)

реж. заслуженный деятель искусств РФ В.П. Поглазов

Водевиль "Медведь" А.П. Чехов (на русском языке)

реж. М. Малиновский,  народная артистка РФ А. Козанская

​Задача театра- создавать вечное

6 ноября 2015 - Администратор
Не так давно Гайсанов Султан Абоязитович был вновь избран на должность председателя ингушского отделения Союза театральных деятелей РФ. В связи с этим событием мы подготовили интервью о сегодняшнем театре, проблемах, с которыми он сталкивается, и возможностях, которыми он обладает.

— Султан Абоязитович, насколько творческий Союз театралов эффективен? Сколько человек состоит в нем?

— Союз театральных деятелей России ведет свою историю с 1877 года. Главными целями Союза всегда были всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей, содействие защите социальных, правовых и профессиональных интересов творческих работников театра, созданию необходимых условий творческого труда и жизни членов Союза.

Также Союз театральных деятелей Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими творческими союзами, учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, зарубежными партнерами организует и проводит межрегиональные, общероссийские и международные фестивали, смотры, конкурсы, выставки, симпозиумы и конференции по актуальным проблемам сценического искусства, лаборатории и семинары по вопросам теории и практики театра, исследования по истории и теории театра, театральной критике, экономике, социологии и организации театрального дела, способствует развитию студийного и экспериментального движения, любительских театров, осуществляет издательскую деятельность, публикует произведения драматургии.

Мы организовываем бесплатные творческие встречи со зрителем: школьники, студенты, предприятия, незадолго до презентации нового спектакля, где каждый может себя как-то проявить: прочесть стихи, басни, либо показать сценку из того или иного спектакля. Это все делается для того, чтобы привить зрителю вкус к театру, культурному развитию и творчеству.

По всей России у нас есть свои здравницы, в которых при поддержке центрального Союза могут проходить лечение наши артисты. Так, за последние пять лет Правительством РФ на эти цели нам было выделено 700 000 рублей.

Наше отделение Союза объединяет 40 человек: актеров, режиссеров и других творческих работников театров. Еще десять человек подали документы и, полагаю, в следующем году уже пополнят наши ряды.

— Вот уже в четвертый раз Вы — председатель Союза театральных деятелей, работали в труппе чечено-ингушского театра, где были такие громкие имена, как Магомед Цицкиев, Магомед-Гирей Хадзиев, Руслан Наурбиев и др. Как Вы можете оценить сегодняшнее профессиональное состояние наших театров? Если сравнить театр того и сегодняшнего времени, насколько сохранился уровень?

— Многие могут со мной не согласиться, но я считаю, что профессиональный уровень некоторых театров сегодня упал. Мало кто из числа нашей молодежи стремится к тому, чтобы отучиться на артиста в профессиональных учреждениях, в то время как старшие артисты уже уходят со сцены и нарастает необходимость в новых кадровых пополнениях. Театры нашего времени сильно отстали от советских. Раньше профессура была старая, со своими традициями, школами, сегодня же российские театры начали по-другому приобретать зрителя, работая не столько на качество, сколько на рентабельность, показывая зачастую просто одноразовые спектакли.

Сегодня необходимо повышать школу, мастерство актеров. Зрители бывают очень недовольны, если актер плохо говорит. Если у артиста нет артикуляции речи, то зрители на последних рядах будут плохо понимать его речь, соответственно, спрашивать у сидящих на соседних местах недослышанное и тому подобное. Здесь я критикую свою же профессию, ведь иногда мы не видим, что мы творим сами, но хорошо замечаем все вокруг себя. Откуда берется наше недовольство вниманием зрителя? От нас же самих — артистов, не владеющих своим делом в достаточной степени хорошо.

Нужно ставить глубокие, поучительные, настоящие спектакли, которые сохранятся на все века.

— Есть ли сегодня постановки такого уровня, как «Ревизор», «Пока арба не перевернулась»? Если нет, то почему?

— Для создания спектаклей такого уровня нам не хватает ни материалов, ни актеров. В 70-е годы в нашей школе было очень много ребят, в том числе Тамара Яндиева и Руслан Наурбиев, которые умели очень красиво двигаться, танцевать, петь, играть. Сегодня их осталось мало.

— Было время, когда ингушская труппа чечено-ингушского театра жаловалась, что им разрешается готовить три постановки только в год. Сегодня никто не ограничивает наши театры в количестве постановок, однако новых спектаклей все меньше и меньше. Почему? Основа всех постановок — хорошая драматургия. Может быть, причина отсутствия сегодня хороших спектаклей в отсутствии именно такой драматургии?

– Во-первых, у нас есть свой репертуар, на реализацию которого попросту нет денег. Для постановки спектаклей о жизни в 18 веке нужны костюмы, соответствующие этой эпохе. А их у нас нет.

Раньше мы проводили встречи с Союзом писателей, где обговаривали, обдумывали, анализировали будущие сценарии. Общественные деятели культуры обязательно должны встречаться, решать, что делать с драматургией, как воспитывать нашего зрителя. Были у нас прекрасные драматурги — Саид Чахкиев, Магомед-Саид Плиев, Ахмед Ведзижев, писавшие сценарии для спектаклей. Сегодня же у нас с писателями разрыв. Пьесу очень трудно написать, не каждый писатель за это возьмется, так как там есть свои законы: надо знать и зарубежную, и российскую классику.

— Насколько зритель сегодня способен оценить постановки? Устраивает ли Вас посещаемость театра в наше время?

— Опять же все зависит от репертуара. К примеру, недавно в Русском музыкальном драматическом театре мы дали спектакль по роману Идриса Базоркина «Из тьмы веков», где зал был переполнен. Люди подсаживались на отдельных креслах и стульях и даже стояли. Люди любят театр и идут к нам.

— Почему сегодня, как раньше, в прессе не дают оценки спектаклей? Есть ли в республике театроведы?

— Театроведом сегодня можно назвать каждого нашего зрителя. В век Интернета каждый человек просвещен и свободно владеет практически любой информацией, потому его не обманешь. Зритель сегодня у нас очень начитанный и он может сказать четко, что та или иная сцена ему не нравится и что здесь он сделал бы как-то иначе, дать вполне вескую критику. Задача актерского состава не подкидывать зрителю полуфабрикаты, а преподносить только качественные спектакли, воспитывать в зрителе понимание и знание сути театра. Театр, как и искусство в целом, всегда существовали не для заработка, а для решения правильных политических задач, обогащения и просвещения человека.

— Недавно Глава республики критиковал Министерство культуры за неудовлетворительный подбор студентов на кафедру театрального искусства МГУ. Как Вы относитесь к этому и в чем, по-Вашему причина? Есть ли кадровые пополнения в театре? Насколько популярна профессия артиста театра?

— Я, разумеется, согласен с позицией Юнус-Бека Баматгиреевича в этом вопросе. Есть люди, которые поступают с помощью связей на бюджетные места престижных вузов и не ценят своей удачи, относясь к обучению халатно. В то же время, отдающие большие деньги за получение тех же знаний гораздо старательнее подходят к их освоению. Так почему возможности должны даваться тем, кому это не нужно?

У нас в республике стоит очень остро проблема с театральными кадрами. Поступившие и отучившиеся в хороших вузах артисты уходят работать по другой специальности. Это естественно, ведь им некуда девать свой потенциал, в связи с отсутствием условий. В нашей республике, несмотря на то, что ей уже за двадцать лет, до сих пор нет ни здания театра, специальных школ и многого прочего. Таких проблем много и решать их необходимо централизованно. Естественно, что сама республика с такой задачей не справится.

Нам центральный Союз подарил 10 000 книг профессиональной российской и зарубежной классики из своей библиотеки. Около пяти лет я не мог найти места, чтоб пристроить эту библиотеку. Только спустя долгое время, благодаря ТЮЗу, выделившему небольшое помещение в своем здании, книгам теперь есть где ютиться. Заочники и артисты с удовольствием пользуются этими ресурсами.

Театры очень важны для культурного воспитания молодежи. Мы часто слышим рассуждения о том, что ингушская молодежь, выезжая учиться за пределы региона, ведет себя как-то неправильно или невоспитанно. Так как же мы можем их винить, если не создаем им условий для духовного роста? Именно в театрах людям с детского возраста прививается вкус ко всему творческому и возвышенному, другими словами — к культуре. Томас Манн не зря сказал: «Театр превращает толпу в народ...» Воспитывать свое поколение нужно дома, на родине.

Ася Гетагазова

Газета  " Сердало"   от 05.11.2015.