Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия

 

 

 

 

 

Репертуар
"Жених и папенька" А.П.Чехов

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Чайка" А.П. Чехов (на русском языке)

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Паспорт" (на русском языке) М.Базоркин

реж. заслуженный деятель искусств РИ  М. Базоркин 

"Искушение" Ф.Джованинни (на русском языке)

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Забыть Герострата"(на русском языке) Г.Горин

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Золотой укол" (на русском языке) Б.Шадыжев

реж. заслуженный деятель искусств РИ М. Базоркин

"Покинутая" Ж. Морре (на русском языке)

реж. народный артист РИ. А.С. Льянов

Водевиль "Мизантроп" А. Лабиш (на русском языке)

реж. заслуженный деятель искусств РФ В.П. Поглазов

Водевиль "Медведь" А.П. Чехов (на русском языке)

реж. М. Малиновский,  народная артистка РФ А. Козанская

Театральные будни

7 ноября 2015 - Администратор

Русский государственный музыкально-драматический театр – один из самых популярных театров в Ингушетии. Основатель и руководитель театра Микаэл Базоркин – внук известного ингушского писателя Идриса Базоркина, автора романа «Из тьмы веков». Последние полгода Микаэл работает в Москве, обязанности руководителя театра исполняет его супруга Зара Аушева-Базоркина. Театр открыл новый сезон тремя премьерами по Чехову, Зощенко и Вампилову. Одно из главных достижений в 2015 году – вступление в Международный институт театра при ЮНЕСКО, что позволит поехать в гастрольный тур по Латинской Америке. Также в перспективе – новое театральное здание. Обо всем этом и многом другом корреспонденту газеты «Ингушетия» рассказала Зара Аушева-Базоркина.

– Ваш театр достаточно молод, но уже успел обрести популярность. Мне интересно, как все происходило, с чего начинался ваш путь к успеху?

– Он начался в тяжелом 1994 году, когда власти республики договорились с народным артистом СССР, тогда ректором Высшего театрального училища им. Щукина, Владимиром Этушем о наборе ингушского курса в Щукинское училище. Конечно, времена были тяжелые, студенты – в основном беженцы из Северной Осетии и Чечни. Старшим на курсе у нас был Микаэл Базоркин. Наши ребята прислушивались к его мнению, он занимался всеми возникающими вопросами на курсе и решал их, находил спонсоров, потому что ждать из дома студентам практически было нечего в связи с тяжелой обстановкой в регионе.

К выпуску у нас было четыре дипломных спектакля: «Из тьмы веков» Базоркина, «Женитьба» Гоголя, чеховский «Вечер» и «Эй, кто-нибудь!» Сарояна. И Микаэл сделал так, чтобы декорации и оформление спектаклей принадлежали только нам. Они были изготовлены на спонсорские деньги. Все это было собственностью нашего курса. Поэтому, выпускаясь, мы могли забрать с собой все это.

Когда Микаэл предложил создать свой театр, идея казалась, конечно, бредовой. Преодолев много трудностей, о которых рассказывать очень долго, в 1998 году, сразу после выпуска, был создан Ингушский театр-студия «Современник». Было очень трудно. Не было помещения, где бы мы могли собираться, заработная плата – символическая, играли на выездах в школах, школьных лагерях, везде, где можно было найти какую-нибудь площадку. Были большие проблемы с неподготовленным зрителем. Порой мы, актеры, не слышали друг друга на сцене.

– Труппа в полном составе преодолела эти трудности?

– Многие не выдержали этих условий и ушли. Кто-то уехал в Москву, кто-то и вовсе поменял профессию. Труппу пополнили актеры старшего поколения, пришедшие из государственного драматического театра. Они удачно вписались в стиль тех спектаклей, которые театр бережно сохраняет в репертуаре.

– А как сейчас обстоят дела, чем можете похвастаться?

– В 2000 году наш театр со спектаклем «Из тьмы веков» занял первое место на первых международных Дельфийских играх в Москве. «Золото» Дельф было наше! Нашей радости не было предела. После такого успеха нам выделили средства на гастрольное турне по Золотому кольцу России. Стартовали мы в Московском еврейском театре «Шалом». Мы даже играли в первом Русском театре им. Волкова в Ярославле. У нас был просто шок, когда Микаэл объявил нам, что мы едем в Сочи и играем в Зимнем театре, где дают спектакли и концерты в основном только звезды. И дальше – Калуга, Магнитогорск, Саратов, Пенза, Рязань, Пермь, Владикавказ, Махачкала, Нальчик, Ростов-на-Дону и многие другие города. И это только начало.

Наш театр является лауреатом и дипломантом многочисленных фестивалей, и каждый раз мы достойно представляем нашу республику, многие участники фестиваля с нетерпением ждут, что же Русский театр Ингушетии покажет на этот раз. В 2005 году Ингушский театр-студия «Современник» был переименован в Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия. Талантливая молодежь, которая приходит в наш театр, попадает в атмосферу заботы и внимания.

Являясь организатором и председателем Ассоциации театров Юга России, Микаэл Базоркин все эти годы занимается подготовкой абитуриентов с перспективой их дальнейшего поступления в театральные вузы нашей страны, такие как ГИТИС, «Щука», Театральная школа Константина Райкина, Институт культуры города Москвы, благодаря чему труппа ежегодно пополняется молодыми актерами. Мы сегодня гордимся тем, что наш театр полностью укомплектован профессиональными актерами и техническим персоналом. Мы теперь ничего не боимся, мы можем брать для постановки любой материал, например, «Чайку» Чехова, которую осмеливается ставить не каждый театр. Эта пьеса по праву считается одной из самых глубоких в драматургии писателя. И, на мой взгляд, очень достойная работа нашего главного режиссера Ахмета Льянова. Да и все его спектакли высоко оцениваются жюри всех фестивалей. Мы гордимся тем, что в нашем театре есть такой режиссер, как Ахмет.

– Кто сегодня ваш зритель? Молодежь проявляет интерес к постановкам театра?

– На спектакли приходят студенты, школьники, молодежь и люди старшего возраста. Сегодня очень много работаем с молодежью. Каждый раз перед началом спектакля мы проводим с ними беседу о том, что такое театр, как нужно себя вести, коротко рассказываем историю становления нашего театра. Ребята, которые впервые пришли в театр, с большим интересом слушают, и это дает свои результаты.

Если в 1998 году мы «себя не слышали» на сцене, то сегодня у нас в зале «гробовая тишина». Главный администратор театра Муса Бекмурзиев организовал «круглый стол» с участием представителей парламента, министерств и ведомств, народного фронта на тему посещения театра. Я благодарна Главе нашей республики Юнус-Беку Евкурову за поддержку, в результате чего сегодня спектакли посещают коллективно. К примеру, мэр нашего города Алихан Тумгоев и все работники администрации Назрани – наши постоянные зрители. Театр не остается в стороне от социально-общественных изменений в стране, благодаря чему появляются спектакли, отвечающие веяниям времени. Это «Золотой укол» Шадыжева, «Две стрелы» Володина, «Искушение» Джованинни, «Забыть Герострата» Горина. Ну и, конечно, являясь русским театром, приобщаемся к великой классике – «Чайка» Чехова и другие.

В 2015 году театр вступил в Международный институт театра при ЮНЕСКО. Если раньше гастроли в странах дальнего зарубежья были для нас практически недоступны, то на данный момент Русский государственный музыкально-драматический театр планирует гастрольный тур по Латинской Америке, что становится вполне возможным.

– С кадрами проблем не бывает? Спектакли финансируются?

– Вот с кадрами вообще никаких проблем. Как я уже сказала, Микаэл многим ребятам помог и до сих пор помогает устроиться в лучшие театральные вузы страны. Отучившись, они приезжают домой и работают в нашем театре. Нам помогают власти. С постановками непреодолимых сложностей не возникает. Театр живет и работает и надеется на лучшее. В перспективе – Магас и свое новое театральное здание. Впереди – смелые сценические эксперименты и воспитание заинтересованного театрального зрителя, потому что есть люди, раз и навсегда связавшие свою судьбу с театром.

— Зара, спасибо за интересную беседу!

 

Адам Буражев

Газета "Ингушетия" №169-170  от 07.2015.