Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия

 

 

 

 

 

Репертуар
"Жених и папенька" А.П.Чехов

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Чайка" А.П. Чехов (на русском языке)

 реж. народный артист РИ А. Льянов

"Паспорт" (на русском языке) М.Базоркин

реж. заслуженный деятель искусств РИ  М. Базоркин 

"Искушение" Ф.Джованинни (на русском языке)

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Забыть Герострата"(на русском языке) Г.Горин

реж. народный артист РИ А.Льянов

"Золотой укол" (на русском языке) Б.Шадыжев

реж. заслуженный деятель искусств РИ М. Базоркин

"Покинутая" Ж. Морре (на русском языке)

реж. народный артист РИ. А.С. Льянов

Водевиль "Мизантроп" А. Лабиш (на русском языке)

реж. заслуженный деятель искусств РФ В.П. Поглазов

Водевиль "Медведь" А.П. Чехов (на русском языке)

реж. М. Малиновский,  народная артистка РФ А. Козанская

За далью даль Микаэла Базоркина

17 июня 2015 - Администратор

   Трудно сегодня в ингушском театральном мире найти фигуру равную ему  по диапазону творческих интересов. Актер, режиссер,  драматург, сценарист,  поэт, продюсер, педагог… Микаил Базоркин.  Это имя говорит о многом не только в родной республике, но и в других регионах Северного Кавказа, где он оставил свой добрый след. Внук легендарного общественного деятеля, народного  писателя Ингушетии Идриса Базоркина, Микаэл выбрал свою стезю, по которой идет достойно, невзирая на трудности  вот уже   полвека.

             Детство Микаэл провел в  Джейрахе - горном селе, где   необъятный простор, бескрайнее небо, чистейшие родники, красота и суровость скал, сильные  и  душевные люди сформировали его характер.

 

В горах маленький Базоркин научился понимать истинную свободу. Поэтому его неуемная творческая энергия постоянно ищет новые пути для самовыражения.

 Имея в школьные годы литературный опыт и публикации в республиканских печатных изданиях,  Микаэл поступил на   филологический факультет Чечено- Ингушского государственного университета. Окончив ВУЗ,   преподавал  там. Но судьба повела его иным путем. Осень 1992г.,  межэтнический конфликт, который напрямую коснулся его семьи,  а через год  уход из жизни любимого деда - все это отложило в душе  молодого человека желание  прожить свою жизнь в полную силу.

Поэтому, когда  в 1994г. на базе Ингушского госдрамтеатра,  которому только что присвоили имя Идриса Базоркина,  объявили набор в Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, Микаэл пришел на конкурс в числе первых.

Благополучно сдав экзамены, он стал студентом знаменитой Щуки. С самого начала  учебы    Микаэл  встал во главе группы  ингушских студентов, решая многочисленные вопросы учебного и бытового характера.  Как скромно  отмечает  сам Базоркин,   руководителем его выбрали согласно ингушского  менталитета  - по старшинству. Но скорее, потому,  что его однокашники   почувствовали сразу, что именно он  может дать каждому из них  тот импульс, который  неизменно проведет  к победе.

 Наставником   актерской студии  и педагогом ингушского языка стал  поэт Али Татарович  Хашагульгов.  Для Микаэла это был родной  человек, близкий друг семьи. Именно он подарил маленькому Микаэлу любовь к родным горам, умение чувствовать и понимать первозданность природы.  Четыре года студенты день за днем общались со своим  мудрым наставником. Каждый получил от Али Татаровича свое: кто- то в совершенстве овладел чистотой  родного языка, кто- то от всей души полюбил лирику, для Микаэла же главным было  напитаться  из родника души истинного патриота.

В 1998г. выпускники ингушской студии  получили дипломы о высшем образовании, а  самые талантливые  и приглашения в столичные театры. Однако возвращение на родину было  принципиальным  для большинства  из них. Было неодолимое желание в молодой республике создать  новый театр. Идея эта зародилась у Микаэла  Базоркина еще  на третьем курсе, и  была поддержана начинающими актерами всем жаром их  молодых сердец.  В республику вернулся уже состоявшийся коллектив со своим репертуаром, включающим более 5 постановок. Так в Ингушетии появился молодой новаторский коллектив – Театр – Студия «Современник». 

Не теряя времени, молодой руководитель  театра- студии   включился в совместную с  Московским Еврейским театром  «Шалом» акцию- «Марш мира и согласия», который   прошел по городам  Золотого кольца. В том проекте принимали участие советник Президента РФ Иосиф  Кобзон, главный архиепископ  и  муфтий Ярославской области, главный раввин прогрессистов г. Москвы, муфтий Ингушетии, Председатель Еврейской общины г. Москвы, высшие чиновники г. Ярославля и Ярославской области, министр культуры Республики Ингушетия, центральная пресса и пресса городов Золотого кольца России.           

2000 год был ознаменован участием в  Первых  международных  Дельфийских  играх России, в которых театр - студия «Современник» громко заявил о себе,  став золотым призером  со спектаклем «Из тьмы веков» И.Базоркина.  Вот уже 15 лет этот спектакль является визитной карточкой театра, реорганизованного в 2005г. в  Русский  государственный  музыкально- драматический.

Сегодня в творческой копилке  РГМДТ около 20 постановок, половина из которых не сходит с подмостков сцены, и четыре из них поставлены  режиссером Микаэлом Базоркиным.     

В последние годы режиссеры по всей  стране, а особенно в регионах,  много и серьезно говорят о нехватке современного сценарного материала. Перед  Русским  театром в Ингушетии  такая  проблема не стоит. Базоркин  тонко чувствует  время, и в нужный момент под его пером рождается пьеса. Им создан целый ряд  произведений на самые животрепещущие темы современности,  которые привлекают зрителей неординарностью мысли, особой, присущей только ему,  философией, умением найти свой индивидуальный подход  к материалу.

Во всех своих постановках он выступает и как незаурядный сценограф. Талант ли, переданный ему матерью – художницей Азой Идрисовной, или  сконцентрированная в нем в годы детства гармония горного края, помогают ему найти незаурядное решение художественного оформления спектакля, пластический рисунок тела его персонажей.  

Спектакль «Сон или картинка в цветах» - первый серьезный драматургический  и режиссерский опыт Микаэла Базоркина  был поставлен в 2003г. к пятилетию театра. Об этой работе сразу заговорили   в СМИ, так как в пьесе происходит глубокий анализ внутреннего Я и   поведение человека в обществе.  Спровоцировало Микаэла  на эту работу болезненное осознание  потери внутренней составляющей национальных традиций как доминанты семейных ценностей.  

В 2006 году, следуя государственной программе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Микаэл Вальеревич поставил спектакль «Золотой укол» по пьесе Б. Шадыжева. Спектакль посвящен проблеме наркомании и  имел большой общественный резонанс в республике и за ее пределами. Коллектив театра  получил благодарственные письма от Комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков РФ в Ингушетии,  награждён грамотами и благодарственными письмами от республиканских  и федеральных структур.

Истории ингушского народа посвящена его пьеса «Мочхо» (2008г), в которой автор, опираясь на фольклорный и исторический материал, рассказывает  о событиях Кавказской войны,  о выдающихся  личностях  Ингушетии, о легендарном царском генерале МочхоБазоркине.

 

                    

    

Еще одной важной вехой  драматургического  и режиссерского творчества Базоркина в 2014г. стала работа, посвященная 70- летию депортации ингушского народа в Казахстан и Среднюю Азию- спектакль «Паспорт».  Пронизывающая правда жизни  и великая  победа  духа над  злом  – вот главная и всепобеждающая идея, которая правит человечеством со времен Адама.

 

 

Во всех своих постановках режиссер выступает и в роли актера, играя второстепенные, но очень запоминающиеся роли.

 

Большим событием в его актерской карьере стало  в 2007г. приглашение мэтра российского кино Никиты Михалкова на роль Отца в фильме  «12».

Встав у руля  «Современника», с первых шагов Базоркин проявился как одаренный продюсер. Он мастерски  находит зрительскую аудиторию  по всей стране. Выступления на театральных площадках   Москвы, Ярославля, Сочи, Магнитогорска, Калуги   были  началом гастрольной  и фестивальной деятельности  театра, которая на сегодняшний день значительно расширила свои горизонты. Везде, куда приезжает РГМДТ,  завязываются тесные творческие связи, рождаются яркие проекты. 

Одним  проектов, оказавших большое влияние на театральную жизнь ЮФО, стало создание Ассоциации театров юга России, председателем которой  всеобщим голосованием был избран Микаэл Базоркин.

 В 2008 году Микаэл Вальеревич стал  официальным представителем Российского Университета театрального искусства – ГИТИС в Южном Федеральном округе. Будучи Председателем Ассоциации он подготовил и отправил на учебу в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, Институт культуры, РУТИ (ГИТИС)  и Высшую школу сценического искусства (Театральная школа Константина Райкина) более 100 студентов.     

Недавно общаясь со студентом  актерского факультета  ГИТИСА, спросила его: «Ты через Микаэла  прошел?». «Мы все через него прошли»,- прозвучал ответ. Действительно, сегодня в  самым престижных театральных ВУЗах страны  обучаются юноши и девушки  Южного и Северо- Кавказского федеральных округов, которые по большому счету  самостоятельно не смогли бы пройти в  эти учебные заведения по ряду объективных причин, ведь кроме таланта требуется еще и специальная подготовка.

Базоркин активно взаимодействует с Союзом театральных деятелей России. При  его содействии  восстановлено Ингушское отделение СТД РФ,  для которого он добился  перевода филиалом Московской Пушкинской библиотеки 7 тысяч книг вместе со ставкой библиотекаря.

Организаторский талант  Микаэла Вальеривича Базоркина  высоко  отмечен  в 2009г. Дипломом  Лауреата Международного конкурса продюсеров Дягилевских сезонов (Париж-Пермь-Санкт-Петербург) в г.Перми, где он вошел в шестерку лучших продюсеров России.

Как продюсер,  Базоркин активно проводит социально значимые   спектакли и концерты, создает и воплощает творческие проекты. Так, в 2011 году им была создана вокальная группа «Лоац1ий», в которой солируют его супруги – талантливые актрисы и певицы  Зара и Бела Базоркины. Ведется регулярная работа по созданию национальной и европейской музыкально-вокальной эклектики и по экспериментированию в этих направлениях. На стихи  Базоркина написан ряд песен, одной из которых является композиция «За далью даль». Клип на песню заинтересовал не только местные телевизионные каналы, но и такие  каналы, как «NEBISET» и «Девятая волна». Группа стала дипломантом телешоу «Наш выход» на канале «Россия».                                   Насыщенная   творческими свершениями жизнь,  активное участие   в общественной деятельности – это  норма для героя нашего повествования. Но и в этом круговороте  конференций, круглых столов,  фестивалей и конкурсов  он находит время для своих детей, которых природа вопреки традиции  не обделила   талантом. Старшая дочь Доули –  в свои тринадцать лет имеет громкие победы на международных и всероссийских конкурсах пианистов, сын Эски и дочь София  играют все детские роли в театре,   четверо  младших детей набираются опыта у старших. И для всех у отца семейства находится время пообщаться, поговорить о важных для них вещах.

Под впечатлением от этих бесед  он составил и пересказал  книгу «Волшебные сказки Ингушетии», а иллюстрации к ним написала его мама. Книга вошла в   серию РИПОЛ Классик «Волшебные  сказки со всего света» (2012 год)  и стала  Лауреатом  ХХV Московской международной книжной выставки-ярмарки.

Многое сделал Микаэл Вальеривич Базоркин, впереди   планов громадье. Но есть еще одно его достижение, которое определило судьбу целого города- Города воинской славы Малгобека.

Накануне рассмотрения вопроса о присвоении почетного звания «Город воинской славы» г. Малгобеку  Российским организационным комитетом «Победа»  Микаэл, поднявшись с постели с высокой температурой, срочно  вылетел в Москву к своему наставнику В.А. Этушу. Еще в годы учебы    Базоркин узнал,  что Владимир Абрамович участвовал в боях за Малгобек. В результате Владимир Этуш обратился по этому поводу с письмом Владимиру Владимировичу Путину, а позже на протяжении 40 минут представлял интересы Ингушетии, читая доклад в Кремле и отстаивая право республики на это почетное звание. Именно выступление  Народного артиста  СССР  ректора   училища им.Б.В.Щукина сыграло свою роль  в том, что  ингушский город  в числе первых  стал Городом воинской славы.

В 2015 году Микаэл Вальеревич Базоркин добился вхождения родного театра и ряда театров Северного Кавказа в Международный Институт Театра при ЮНЕСКО и Гильдию театральных менеджеров России.

Сегодня он является первым  проректором Высшей  школы сценического искусства и заместитель директора  знаменитого «Сатирикона», отдавая без остатка свой организаторский талант и  глубокие  знания театральных  наук.

В свои пятьдесят он имеет множество званий и регалий. Он молод, активен и уверенно смотрит вперед, ведь театральное искусство изменчиво, как сама жизнь, поэтому  без его созидательной    энергии  просто не обойтись.

 

Л. Точиева

Газета "Сердало" №77-78 от 9 июня 2015г.